Великая Отечественная война в судьбе сотрудников Педагогического института (кликать на банер)
УЧЕБА И БЫТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ознакомиться можно по ссылке: ppi.pnzgu.ru/page/44220)
МОКИН ИВАН ЕГОРОВИЧ (1922-2006), доцент кафедры педагогики
ЕЩЕ ОДИН ГОЛОС ВОЙНЫ
60 лет минуло после окончания Второй мировой войны. 60 лет! Для истории – не такой уж большой отрезок времени. А для человека... Выросло целое поколение, не знающее ужасов бессмысленной смерти, унижений, истязаний, пыток. А вообще – что для человека 50 лет? Это – период наиболее сознательной жизни, когда и сам смысл ее, и твои личные дела, свершения, не говоря уже о событиях общественных, осмысливаются и в который раз переоцениваются! Однако пройдет и еще 50 лет, и сто, и тысяча, а память о самой жуткой и разрушительной войне не забудется.
Я сражался за Родину на Украине и в Крыму, на юге страны, освобождал от фашизма Польшу, Югославию, Австрию и Венгрию. В грозные годы смертельной опасности я не дрогнул, не пал духом, не склонил голову перед захватчиками.
Военная жизнь меня многому научила. В Сталинграде я осознал, к чему готовила меня судьба. Там складывались неписаные законы, и мужчина-воин обязан был соблюдать их, первейшие особенно – не тронь беззащитного, сражайся лицом к лицу с противником.
Я могу точно восстановить в памяти все, что пришлось нашему 110-му саперному батальону проделать от Сальских степей до Ростова. Сильного сопротивления противника в этом направлении наше подразделение не встречало. На участках были минные поля, и нам пришлось их разминировать, а это одна из самых трудных и опасных работ. На участке от Новочеркасска до Ростова нужно было убрать десятки тысяч мин. Танковые мины можно было определить миноискателем, а противопехотные – найти только щупом. Каждый день были жертвы. На разминировании полей мы потеряли сотни солдат и офицеров, чьи могилы остались безымянными. Я много потерял друзей в это время. Сам разделял с ними эти опасности и ежедневно ожидал такой же смерти. Большой радостью для нашего саперного батальона были ростовские артисты, которые изъявили желание добровольно вступить в нашу штурмовую бригаду и поднимали боевой дух офицеров и солдат до конца войны. Во время особо жестоких сражений участники хора вместе с бойцами батальона участвовали в боях.
Не буду утомлять читателя описанием, какой маршрут был у нашей части от Ростова в Крым. Шли днем, а больше ночью. Постепенно подкрадывался голод, холод и сверхчеловеческое напряжение. Это было место сосредоточения войск Украинского фронта. Фашисты укрепились на этом участке. Состояние наших подразделений было крайне тяжелым, но бойцы стойко переносили сырость, голод, жажду. Бои развивались с нарастающей силой. Каждый день противник вводил пополнение. Рано утром начинали бить его тяжелые батареи. Одновременно в небе появлялись самолеты. Они буквально висели над нами, шли волнами по 20-30 машин, сбрасывая бомбы на всю глубину обороны по всему фронту. Вслед за ними двигались тоже волнами пикирующие бомбардировщики, затем штурмовики. Все это длилось часами, после чего начинались атаки танков и пехоты. Атаковали фашисты самоуверенно, считая, что в сплошном дыму ничего живого остаться уже не могло. Но эти атаки наталкивались на яростное сопротивление наших войск. Мы не отступали.
Наше командование знало о планах врага и решило в оборонительных боях измотать его, а затем перейти в контрнаступление. В итоге фашистская армия потерпела поражение в Крыму, от которого не смогла долго оправиться.
Осенью 1943 года волна наступления наших частей докатилась до седого Днепра. Наши воины форсировали эту широкую полноводную реку и поклялись освободить столицу Украины. Вечером 5 ноября на улицах Киева начались бои за каждый дом. Сопротивление гитлеровцев в городе было сломлено. Громом победного салюта Москва возвестила всему миру о том, что Киев освобожден. Части и соединения, отличившиеся в боях, удостоены были наименования «Киевских».
Наша мото-штурмовая бригада после освобождения Киева и Украины была направлена в Польшу. Перед командованием была поставлена задача: начать освобождение польской территории от фашистских захватчиков.
В январе 1944 года наши войска после крупного наступления вышли к Висле, южнее Варшавы, а в марте были срочно переброшены на форсирование реки Одер – последнего крупного оборонительного сооружения Германии на подступах к Берлину. С каждым днем продвижение наших войск принимало все более широкий размах. Резервов у немцев больше не было. Часть войск сражалась с американцами на Эльбе. Гитлер приказал отвести к Берлину все эти войска. Таким образом, был открыт путь американцам на Берлин.
По широким дорогам Германии тянулись сотни, тысячи людей: кто на телегах, кто на велосипеде, многие с тачками, с детскими колясками... Большинство шли пешком куда-нибудь на запад, только бы уйти от русских.
Наши войска опередили американцев. Они окружили столицу Германии. 21 апреля 1945 года снаряды русских уже рвались на улицах Берлина, и в начале мая гарнизон Берлина капитулировал. 9-го мая мы праздновали победу. Но недолго длился этот радостный день. В первую же неделю после него нам пришлось ликвидировать сотни немецких подразделений. Тысячи немецких солдат, уцелевших в этой страшной битве, скрылись в лесах, бродили по селам и городам, будучи лишенными связи между собой, без руководства, безостановочно преследуемые нашими войсками. Нам пришлось их добивать или разоружать. Поэтому многие наши солдаты погибли уже после объявления победы.
Так была завершена Великая Отечественная война с фашистской Германией, в которой наши солдаты доказали, что они люди, достойные свободы и способные на великие подвиги.
МОЛЕБНОВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1891-1981),
доцент кафедры литературы, декан факультета русского языка и литературы
ПЕРВЫЙ ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Авт. И.Ф. Шувалов
Пензенский педагогический институт был открыт по распоряжению Совета Народных Комиссаров СССР 5 июня 1941 г., а через две с половиной недели, 22 июня, началась Великая Отечественная война. Что пришлось испытать руководству института в эти первые месяцы войны, трудно сейчас даже представить. Надо было организовать работу вновь открытого вуза в условиях военного времени, когда этот вопрос перед надвигающейся угрозой фашистского завоевания страны, само собой разумеется, отходил на второй план. Тем не менее институт в конечном итоге с этой задачей справился. Летом 1941 г. состоялся первый выпуск из учительского института, открытого в 1939 г., успешно прошел набор на 1-й курс: 62 человека на физмат и 63 – на факультет русского языка и литературы педагогического института. Организованы факультеты и кафедры, подобраны педагогические кадры. Но вместо учебы студенты с 6 сентября были направлены на сельхозработы в Терновский район, а в октябре почти весь состав студентов и преподавателей был мобилизован на строительство оборонительных сооружений вокруг Пензы. Возглавляли всю эту работу директор института С.Н. Михайлов и деканы трех бывших тогда факультетов: М.Д. Токарев (физмат), А.А. Логунов (исторический), и М.П. Молебнов (русского языка и литературы). Расскажем подробнее об одном из них – Михаиле Петровиче Молебнове.
Он не был мобилизован на фронт, как некоторые его коллеги: Б.А. Колчин, М.Я. Андреюк, В.И. Иванов, С.И. Малышев и др. Но и на мирном посту далеко от фронта всем им, оставшимся во главе института, пришлось несладко. Все эти долгие военные четыре года они жили и работали, преодолевая неимоверные трудности. Основная задача того времени заключалась в том, чтобы не сорвать учебный процесс и выполнить поставленную задачу – готовить учителей для школы. Организация учебного процесса заключалась не только в том, чтобы составить расписание занятий; зачетов и экзаменов. Много сил и времени уделялось розыску и возвращению на занятия покинувших их студентов, проведению с ними дополнительных занятий и консультаций. Не менее важной была и другая задача – удержать студентов на занятиях, заставить их, несмотря на тяжелейшие трудности, учиться, сдавать экзамены и зачеты. Такие условия жизни и учебы продолжались вплоть до 1945 г. Вследствие этого даже в 1943/44 учебном году по разным причинам из института «отсеялись» 159 человек (25% от всего состава).
И все-таки настоящая вузовская жизнь в институте, в том числе и на факультете русского языка и литературы, начала налаживаться к концу 1944 г. Стабилизировался студенческий коллектив, появилось твердое расписание занятий, эффективнее заработали общественные организации, на кафедру русского языка и литературы, возглавляемую М.П. Молебновым, пришли квалифицированные преподаватели. Возникла необходимость разделить эту кафедру на две. И с начала 1944 г. на факультете стали работать: кафедра русского языка (зав. Е.М. Иссерлин, а с ноября 1944 г. – Г.Р. Тукумцев) и кафедра литературы, заведующим которой назначается М.П. Молебнов. В становлении и в развитии этой кафедры он сыграл большую роль, так как периодически, вплоть до 1956 г. возглавлял ее. Много сделал он как декан факультета и для становления кафедры русского языка, а с 1951 г., когда образовался историко-филологический факультет и он стал его деканом, и для кафедр истории.
В годы его работы развивался и рос преподавательский коллектив, были защищены более десятка кандидатских диссертаций. И во всем этом была большая заслуга М.П. Молебнова как декана факультета и зав. кафедрой литературы, вся жизнь которого была связана р педагогической деятельностью г. Пензы и нашего вуза.
Он родился 18 ноября 1891 г. в семье железнодорожного кондуктора. В 1910 г. окончил 2-ю мужскую гимназию г. Пензы и поступил на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В ноябре 1915 г. закончил его с отличием, получив широкое филологическое образование. Кроме основных предметов, связанных с русским языком, русской и зарубежной литературой, изучал греческий, латинский, сербский, польский языки, старославянский язык с палеографией, сравнительную грамматику славянских и индо-европейских языков, диалектологию, логику и другие предметы. В результате был удостоен диплома первой степени. Средства для получения образования добывал частными уроками (репетиторством), которые начал давать, начиная с 5-го класса гимназии. Изредка получал скромную помощь от сестры-учительницы начальных классов. После окончания университета начал работать в смешанной гимназии Мокшана. В сентябре 1916 года был назначен преподавателем русского языка и литературы Пензенской 1-й мужской гимназии, а в январе 1917-го – преподавателем литературы в Пензенском учительском институте. После Октябрьской революции 1917 года он преподаёт в Пензенском институте народного образования (ПИНО) до его закрытия, а с 1923 по 1939 гг. – в Пензенском педагогическом техникуме (училище). С1939 года до ухода на пенсию в 1960-м Михаил Петрович работает в нашем институте. После этого переезжает на жительство к дочери в Ленинград. В 60-е годы неоднократно назначался (последний раз в 1971 году) председателем ГЭК на ИФФ (по специальности «русский язык и литература»). Скончался и похоронен в Ленинграде (1981 г.).
Несмотря на большую занятость на административной работе, Михаил Петрович активно занимался научной деятельностью, связанной главным образом с разысканием архивных материалов в фондах Пензенского облархива и Москвы. Им были найдены и опубликованы новые материалы об И.Н. Ульянове (отце В.И. Ленина), Салтыкове-Щедрине, Белинском, Пензенском крепостном театре. Его научные работы (около 30) связаны с этими именами и темами. Назовём некоторые из них. Это статьи: «М.Е. Салтыков-Щедрин» в «Трудовой правде» (1926 г.) о деятельности великого сатирика в Пензе с использованием ранее не известных рукописных материалов; «Жизнь и деятельность И.Н. Ульянова в Пензе»; «Драма В.Г. Белинского «Дмитрий Калинин» в свете новых архивных документов»; «Белинский и Пензенский край»; работы «Пензенский крепостной театр Гладкова» (1955 г.), «Александр Николаевич Радищев», «Пензенский театр в довоенный период (1917-1940 гг.)» и др. По совокупности научных публикаций в 1956 году Михаилу Петровичу было присвоено ученое звание доцента по кафедре литературы. Он активно сотрудничал с пензенской периодической печатью, участвовал в ряде научных конференций, выступал с докладом «Крепостной театр в Пензе» на заседании сектора истории театра Института истории искусств АН СССР (1946 г.). Доклад получил высокую оценку и был принят к напечатанию в «Ежегоднике» этого института. Избирался депутатом Южного района Пензы и горсовета, был одним из самых популярных лекторов по русской литературе г. Пензы по линии Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1954 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», значком «Отличник народного просвещения» (1954 г.), имеет многочисленные благодарности и Почётные грамоты.
НАЗАРОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ (1923-2004),
старший преподаватель кафедры теоретической физики
МОЕ БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов я был радиотелеграфистом взвода управления 2-го дивизиона 496-го армейского Остропольского минометного полка резерва Главного командования, дважды Краснознаменного, ордена Богдана Хмельницкого второй степени. Летом 1943 года после боев на Курской дуге этот полк находился под Харьковом. В боях полк понес значительные потери в живой силе и технике. Вот в это время я и попал в 496-й полк. Был определен во взвод управления 2-го дивизиона радистом и выполнял роль связиста телефонной связи.
После пополнения полк направился на фронт: сначала в железнодорожном эшелоне до Днепра, а затем своим ходом. На пути следования наш эшелон бомбила авиация. Это было в ночное время. В напряженном ожидании мы следили за самолетами: будут бомбить или нет. И когда они стали удаляться от эшелона, все облегченно вздохнули: пронесло. Мы подумали, что это наша авиация, но через несколько минут услышали взрывы бомб. Возвращаясь после бомбежки, самолеты опять пролетали над нашим эшелоном. Опять тревога, опять напряженные минуты. И вдруг 3-4 мощных взрыва потрясли наш эшелон. Эти взрывы дали ответ на вопрос, чьи это самолеты. Эшелон остановился. Прямого попадания не было, но бомбы взорвались недалеко от эшелона. Был приказ покинуть вагоны и рассредоточиться на поле. Через некоторое время, когда опасность миновала, мы опять погрузились в вагоны. Несколько человек были убиты и ранены. Фронт был не так уж далеко. Похоронив убитых бойцов, мы направились к нему своим ходом. Мне, как радисту, поручено было каждое утро принимать по радио сводки информбюро.
6 ноября 1943 года была принята радостная сводка: наши войска освободили столицу Украины. Днепр перешли по понтонному мосту и в Киев вошли ночью. После этого были освобождены город Житомир и многие десятки населенных пунктов.
Но противник был коварен. На железнодорожной станции Житомира он оставил несколько цистерн с древесным спиртом, который являлся сильным ядом для человеческого организма. Об этом спирте узнали наши солдаты. Как рассказывали очевидцы, сначала спирт доставали через люк котелками, ведрами и флягами. Но люк в цистерне один, а желающих выпить и, как можно скорее, было очень много. Кто-то догадался и выстрелил из винтовки в цистерну, и желанная жидкость потекла наружу. Под струю подставляли котелки, фляги, а кто и просто рот. Спирт сделал свое дело. Мало того, что солдаты опьянели: некоторые вскоре умерли. Многие стали небоеспособными. В результате на этом участке фронта армия была парализована. Город Житомир пришлось оставить, как и многие другие населенные пункты. Противник был остановлен только в районе города Радомли, где наш полк занял боевые рубежи. Немцы, очевидно, заметили наше передвижение и обстреляли нас из артиллерии. Здесь я впервые услышал разрывы мин и снарядов. Мальчишечье любопытство брало верх: мне было очень интересно наблюдать, как выглядит взрыв мины или снаряда.
В задачу взвода входило обеспечение связью и огневых позиций дивизиона с наблюдательным пунктом штаба полка, а если было надо, то и с пехотой. Поэтому, как только полк прибыл к месту назначения, часть связистов взвода взялась за налаживание связи, а часть стала строить жилье (землянки, конечно). Здесь наш полк стоял до конца декабря, ведя активную оборону и изматывая силы противника.
Наступление наших войск на этом участке фронта было намечено на 28 декабря 1943 года. Перед наступлением я со своим напарником по приказу начальника связи дивизиона должен был обеспечивать связь минометного полка с пехотой. Как всегда для прорыва обороны противника у нас было сосредоточено большое количество артиллерии, и все артиллерийские части имели связь с пехотой. Телефонные провода этой связи в распоряжении пехоты сводились в один пучок. Обычно наступлению наших войск предшествовала интенсивная обработка передовых линий противника артиллерией. Рано утром до рассвета все вышли из землянок и ждали условного сигнала. Зачастую этим сигналом был залп гвардейских минометов «Катюш». Наконец, в 6 часов 28 декабря 1943 года все увидели и услышали залп «Катюш». Артиллерийская подготовка началась и продолжалась час-полтора. Наша пехота поднялась и пошла в наступление. Я, как и многие связисты от артиллерии, был в землянке с командиром батальона и должен был тянуть, как мы выражались, связь к командиру. Но провода у меня не было, его должен был принести мой напарник. Немного оправившись от огня нашей артиллерии, противник начал вести хоть и не интенсивный, но ответный огонь. У связистов, если не передается какая-то команда или распоряжение по телефону, работу телефонной линии проверяют коротким разговором. Типа: «Вареник, я – Лаборант. Проверка связи». И вот при очередной проверке после вызова я не получил ответа. Не получил ответа и после второго, и третьего вызова. Стало быть, на линии обрыв. Его надо устранить. В этом случае связисты обычно берут провод в руку и идут по нему. Мне долго идти не пришлось. Я увидел воронку от снаряда и разбросанные в разные стороны концы проводов: результат прямого попадания снаряда в этот пучок из нескольких десятков проводов.
В руке у меня был конец от провода. А где же другой конец? Было бы легче его найти, если бы цвет моего провода как-то отличался от других проводов. Но беда в том, что подавляющее большинство проводов было одинакового цвета – темно-серого. Привязав конец провода, который был у меня в руке, за какой-то куст, я пошел искать второй конец. Продумать, как искать другой, нужный мне конец провода, было бессмысленно, и я взял первый попавшийся под руку конец провода, зачистил его, присоединил к телефонному аппарату. И к неописуемому удивлению мой «Вареник» сразу ответил.
Это было удивительное везение, чему я был бесконечно рад. Я присоединил концы проводов и побежал в землянку. Противник продолжал вести ответный огонь. Осталось сделать буквально один шаг, и я был бы в землянке. Но где-то сзади, в нескольких метрах от меня, разорвался снаряд, и воздушной волной меня втолкнуло в землянку.
Я опять проверил связь: все было в порядке. Жду у телефонного провода, но напарник не появляется. В катушках было метров 100-150 провода. Этого, конечно, было мало, но я решил продвинуться хотя бы на эти метры. Перед выходом из землянки я осмотрел ее и в дальнем углу заметил полевую сумку. Я проверил ее содержимое. Там были нехитрые пожитки: мыло, полотенце, несколько листков бумаги, карандаш, бритва и какие-то топографические карты. Я взял эти карты, положил в свою полевую сумку и пошел по направлению наступления пехоты.
Пехота уже продвинулась. Я сразу увидел последствия боя: шли раненые солдаты, кого-то несли на носилках, увидел комбата с перевязанной головой. Он направлялся в медсанчасть. Я спросил у него: «Где пехота?» Он указал. Но телефонный провод у меня кончился, и я стал ждать напарника. Ко мне подошел какой-то сержант и спросил, почему я здесь нахожусь на открытом месте. Я объяснил ему. Он мне посоветовал перейти куда-нибудь в более скрытое место, так как на высоких деревьях обнаружили «кукушек» (так называли немецких снайперов, которые охотились за нашими командирами).
Дело шло к вечеру, связь не работала. Я решил не исправлять ее, так как ждал прихода напарника, который должен был идти по проводу и в случае обрыва исправить связь. Стало заметно темнеть.
Из леса я решил идти к пехоте. Повесил на себя 3-4 пустые катушки из-под проводов, телефонный аппарат, карабин, полевую сумку и отправился в ее расположение. Пехотинцев, конечно, я не знал, но вместе с комбатом я увидел его заместителя по политической части. После ранения комбата командование батальоном принял он. И опять везенье: я увидел замполита батальона. В первую очередь я сообщил ему, что в полевой сумке кем-то оставлены топографические карты. Замполит посмотрел их и был очень обрадован такой находке, поблагодарив меня за солдатскую находчивость. «За это надо награждать», – сказал он. Это были карты продвижения батальона при наступлении.
Стало совсем темно, противник перед отводом своих войск начал вести интенсивную и беспорядочную стрельбу из пулеметов и самоходных орудий, делая вид, что идет в контрнаступление. Нам был дан приказ занять круговую оборону. Мне посчастливилось обнаружить солдатскую земляную ячейку. Надо было проверить свой карабин, так как он побывал и в грязи, и в песке, и я почистил его как мог. Через 15-20 минут всякая стрельба со стороны противника прекратилась. Наступила необычайная для фронтовой жизни тишина. Не зная, где находится противник, пехота осторожно продвигалась вперед, двигаясь буквально на ощупь. Напряженно прислушиваясь к собственным шагам, солдаты наконец-то дошли до оставленных немцами землянок. Выставив, как полагается дозор, расположились на ночлег.
Происходило это 23.12.1943 г. На дворе зима. Нам было выдано уже зимнее обмундирование. Вот если бы посмотреть на меня со стороны, то представилась бы интересная картина: тепло одетый солдат, нагруженный тремя телефонными катушками, телефонным аппаратом, карабином, полевой сумкой. До предела уставший, голодный, я сел у громадной сосны, оставив все имущество на плечах, и мгновенно заснул.
Еще до рассвета пехота была поднята для дальнейшего следования. Проснулся и я. За ночь зима сменилась осенью. Всю ночь шел моросящий дождь. Мое зимнее обмундирование окончательно промокло. Пошла вперед пехота. Если пошла пехота, стало быть, и артиллерия должна следовать за ней. Но каково мое положение? Куда мне идти? Связи нет. Я не смог бы найти тот куст, к которому привязал провод связи. В пехоту я пришел ночью. По темному лесу прошли с ней 2-3 км. Дорогу в свою часть я не смог бы найти.
Решил уже идти вместе с пехотой, как вдруг мне опять повезло: я увидел солдата, ехавшего верхом на лошади. Это был боец нашего полка. У него была особая примета, так называемая «заячья губа». Его я однажды видел в расположении полка. Он был разведчиком одной из батарей дивизии. Вместе с ним я пришел в свою часть. Полк был на колесах и следовал на новые рубежи. Начальник штаба дивизиона, наш пензенец из Лунина, хотел уже писать на меня похоронку.
Вот так прошли одни сутки моей фронтовой жизни. Так я получил свое боевое крещение.
Наступление наше продолжалось. Вскоре был освобожден город Острополь, за что полк получил звание Остропольского.
В ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 года был освобожден город Житомир. Война для меня продолжалась: я участвовал в освобождении Украины, Польши, Чехословакии. Как и многие фронтовики, облегченно вздохнул, когда она кончилась. Пусть ее больше никогда не будет.
НЕМЕШАЙЛОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА (1921-1989),
доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
ПЕРВАЯ ВЫПУСКНИЦА ПГПИ
Авт. И.Ф. Шувалов.
Она входит в состав первого выпуска студентов факультета русского языка и литературы (1945 г.) и является первым выпускником нашего вуза, оставленным в нем на преподавательскую работу. Уже одно это делает ее личность для университета исторической. За 40 лет работы в институте через ее руки прошли тысячи студентов, которых она научила грамотно писать и правильно говорить, понимать, любить и уважать русский язык, передавать эти знания другим, делая тем самым жизнь многих людей светлее и интереснее. Это было написано ей на роду.
Александра Владимировна появилась на свет в 1921 г. в интеллигентской семье. Мать ее была учительницей средней школы, отец – экономистом. В 1925 г. семья из Вадинска переехала в г. Пензу, где она отличницей закончила среднюю школу № 1 им. В.Г. Белинского (1939 г.) и начала учиться в Московском педагогическом институте им. К. Либкнехта на историческом факультете. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной вернулась в Пензу и поступила на 1-ый курс факультета русского языка и литературы педагогического института. Это был первый набор в только что открытый вуз. В 1941 г. на факультет были зачислены 63 человека, а через четыре года, в 1945 г., в год победы советского народа над фашистской Германией, с факультета были выпущены только 20 учителей, то есть каждый третий из набора. Свои коррективы в эти цифры внесли суровые годы войны.
Учиться приходилось тяжело. Было и голодно, и холодно. Студенты постоянно отвлекались на различные работы, в том числе и в подобном хозяйстве института, на заготовку и сплав по Суре из Шемышейского или Городищенского районов дров для отопления института и общежития, дежурили в эвакогоспиталях, участвовали в организации концертов самодеятельности и политинформаций для раненых, оказывали шефскую помощь семьям воинов, ушедших на фронт, собирали теплые вещи и подарки бойцам, делали и многое другое. Запевалами во всех этих мероприятиях были прежде всего комсомольцы во главе с Шурой (Сашей) Немешайловой: она была в эти годы секретарем комитета ВЛКСМ института.
Несмотря на постоянную занятость общественными делами, она прекрасно училась. В дипломе об окончании института у нее всего только несколько хороших оценок, а все остальные – отличные. Все это послужило причиной того, чтобы оставить ее на преподавательской работе по русскому языку. Через год зав. кафедрой русского языка Гвидон Романович Тукумцев в характеристике ассистента Немешайловой А.В. писал: «В 1945/46 учебном году она вела ряд практических курсов по грамматике; при этом обнаружила отличные знания и исключительные педагогические данные: ее уроки проходят живо, активно и очень продуктивно».
Позднее Александра Владимировна без отрыва от работы сдала все кандидатские экзамены (в 40-50-е годы их было больше десятка) и защитила в 1962 г. в Куйбышевском (теперь Самарском) пединституте кандидатскую диссертацию. Научным руководителем ее была Елена Сергеевна Скобликова, тоже наша выпускница, только уже 1946 г. Сейчас она – доктор филологических наук, профессор Самарского государственного университета. В 1970 г. Александра Владимировна получила звание доцента по кафедре русского языка. В 1976 г. перешла работать на кафедру педагогики и методики начального обучения (тогда факультет начальных классов), где преподавала до 1985 г. Награждена значком «Отличник народного просвещения», почетными грамотами, имеет многие благодарности, в том числе от Школьного совета округа г. Росток (ГДР), где она была на курсах повышения квалификации преподавателей русского языка немецких школ в 1964 г. В годы пребывания в институте активно занималась общественной работой. Имеет около 20 печатных научных трудов. Награждена медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовую доблесть».
НЕНАШЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА,
ст. преподаватель кафедры физической географии, председатель профкома университета
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
Много лет спустя, вспоминая Великую Отечественную войну, я все время задаю себе вопрос: почему я лучше помню начало войны, хотя мне было всего 11 лет, чем конец – День Победы, когда я была уже в 9 классе?
Только время дало мне ответ на этот вопрос, почему мне болезненнее, острее пришлось пережить начало войны, чем день, когда объявили, что война окончена, что можно радоваться...
А дело было так. Я родилась и жила в большом селе Анненково Кузнецкого района. Председателем сельсовета была Кашаева Пелагея Васильевна (моя мама). Через дорогу, напротив нас, жила семья Кондольских: Мария Михайловна – знаменитая доярка нашего колхоза «Гигант», ее муж – Алексей Иванович – скотник. У них было 5 детей: трое парней и 2 девочки (с младшей Ганной я училась в одном классе). Тетя Маша только что вернулась из Москвы со съезда передовиков-колхозников СССР. Она была избрана на съезд делегатом от нашего колхоза. На съезде всем делегатам подарили по хорошему приемнику и оформленную в рамку фотографию всех участников съезда. На этом снимке тетя Маша сидела слева рядом с И.В. Сталиным. В Анненкове еще не во всех домах было проведено радио (черные тарелки). Радио начинало работать в 6 ч. утра. Тетя Маша вставала рано, в 4 ч. Все доярки шли на ферму к утренней дойке. Ферма была далеко, в поле, в километре от села. Старший сын тети Маши был кадровый военный. Ее второй сын – Петя (1925 г.р.) вставал вместе с матерью. Утром он провожал ее на ферму. По подаренному приемнику он поймал волну, где сообщалось, что немцы бомбят Минск, Киев. Сказал об этом матери. Вот тетя Маша и прибежала к нам. Постучала в окно. Мама топила печь. Открыла ей дверь. Она вбежала и на весь дом как закричала, завопила: «Поленька, война, война!.. Немцы бомбят Минск, Киев». Я, мой брат Саша (1926 г.р.), дядя Вася (мамин брат, ему было 50 лет, но он был холост и жил с нами) еще спали. От крика тети Маши мы вскочили. Саша и я поняли только одно: случилась какая-то беда; поэтому взрослые так волнуются и плачут; Мама, как могла, стала успокаивать тетю Машу, просила пока на селе и на ферме никому не говорить, уговорила идти на дойку. Сама мама, попросив дядю Васю и меня продолжить топить печь, ушла в сельсовет. Уже к полудню со всех сторон села шли, бежали мужчины, женщины, дети к колхозному клубу, который был рядом с сельсоветом. Там, перед клубом, уже устанавливали репродуктор. В 11 ч. начали слушать речь В.М. Молотова – Министра иностранных дел СССР. Все слушали молча. Когда В.М. Молотов закончил свою речь, что тут началось: женщины плакали, причитали... Мужчины стояли как каменные. На этом сходе выступили председатель сельсовета Кашаева П.В., председатель колхоза «Гигант» Кулаков Федор Иванович. Они сказали, что всем надо набраться мужества, терпения, чтобы перенести это несчастье, что всем надо думать, как помочь Родине. Мы (дети) еще мало что понимали, но весь этот ужас, страх сильно на меня подействовали и отложились в памяти на всю жизнь.
Уже на второй день войны из сельсовета пошли повестки с призывом на фронт. Начали с самого старшего поколения. Наш дядя Вася получил повестку в числе первых. Все село пришло его провожать. До сих пор у меня в глазах стоит сцена: вышел он из дома с вещмешком, поклонился на все четыре стороны и сказал: «Ну, односельчане, простите, не поминайте лихом. Больше я не вернусь». Поцеловал меня, брата Сашу, маму. Махнул рукой, и подвода с четырьмя призывниками тронулась в Кузнецк на призывной пункт. А уже осенью 1941 г. мы получили на него похоронку. Из мужчин его возраста после войны практически никто не вернулся в село.
Последний год призыва на фронт был в конце 1943 г. Призывались ребята 1926 года рождения, из 9-х классов. По этому призыву ушел мой родной брат Александр. Вначале он был направлен на учебу в школу связистов, а затем – прямо на фронт. Погиб в боях за Прибалтику. Старшего моего брата – Сергея (1920 г.р.) война застала в летном училище в г. Вольске. Их, всех курсантов, отправили на фронт на второй день войны. В 1945 г. он был тяжело ранен, пролежал в госпитале до июля 1947 г., но остался жив. Такая ситуация практически была в каждой семье села Анненково. И не только в нашем селе, но и по всей стране.
Фронт требовал не только людей, но и материальной помощи. Наш крепкий колхоз «Гигант» уже с первых дней войны отправил на фронт 160 отборных коней. Фронт требовал от тыла хлеба, продуктов, одежды. В селе остались одни женщины, неопытная молодежь и дети. Вся работа в колхозе, в школе, дома легла тяжелейшим грузом на нас. Мы быстро взрослели. Мама первые два месяца войны жила в сельсовете.
Как только была объявлена война, анненковские учителя и учащиеся обратились с письмом в газету ко всем учителям и учащимся школ Кузнецкого района, где говорилось о едином порыве встать на защиту своей Родины. Заканчивалось письмо словами: «Мы, учителя и учащиеся Анненковской средней школы, считаем себя мобилизованными на трудовой фронт». Призыв анненковцев был подхвачен всеми школами района. О том, как коллектив учителей и учеников Анненковской школы выполнял свой патриотический долг, лучше всего свидетельствуют такие факты: из-за нехватки рабочей силы в колхозе изменилось время обучения в школе. Мы начинали учебу с 1 октября, заканчивали в апреле. С мая по сентябрь не уходили с колхозных полей. За этот период учащиеся вырабатывали до 18 тыс. трудодней. Коллектив учителей и учащихся внес значительную сумму денег на вооружение Красной Армии, за что получил телеграмму Верховного Главнокомандующего тов. Сталина, в которой он благодарил анненковцев за заботу о вооруженных силах страны.
В период войны за мной был почин. С 1943 года рабочих сил в колхозе становилось все меньше и меньше. На ферме скотников почти не осталось. Доярки с трудом справлялись с коровами. Молодняк по брюхо был в навозе. А мясо, молоко шли на консервацию (в г. Кузнецк) и далее на фронт. В 1943 г. я, ученица 5 класса Анненковской средней школы, выступила через газету «Пионерская правда» с призывом ко всем сельским пионерам страны организовать работу по уходу за телятами. Вначале я взяла 5 телят. Ходила чистить их после уроков. В нашей семье в личном хозяйстве никогда не было никого, кроме кур. Поначалу было очень трудно, так как телята были запущенные: бляшки засохшей грязи ни размачиванию теплой водой, ни расчесыванию железными щетками не поддавались. Приходилось аккуратно их срезать. Но уже через месяц моя группа была образцово-показательная. Когда я приходила, телята бежали ко мне. У них улучшился аппетит. Они стали быстрее набирать вес. Когда я дело освоила и поняла, что справляюсь, к концу 1943 г. набрала группу из 40 животных. Уход за ними организовала так: утром в 4-5 ч. на ферму уходила вместе с доярками и чистила 20 телят. К 8 ч. я должна была быть в школе на занятиях. Вторую группу я чистила после уроков. Эта работа была почти ежедневная. Шефство продолжалось до 1947 г. В нашей школе было много последователей этого почина: девочки ухаживали за телятами, мальчики шли на конюшню смотреть за лошадьми и жеребятами. Некоторые школьники вместе со своими родителями работали на свинарнике, ухаживая за поросятами. Почин был подхвачен по всей стране. В «Пионерскую правду» поступали положительные отклики. Летом, когда скот выгоняли на пастбища, я со всеми вместе шла на поля: собирала колоски, мотыжила, жала хлеб, вязала снопы, работала задавальщицей на молотилке (это уже 7-8 классы). Зимой готовили и отправляли посылки на фронт. На быках, запряженных в сани, ездили в лес, валили деревья, привозили их в школу, домой, пилили, кололи, готовили дрова для отопления. Колхоз давал нам лошаденку, сама я ее запрягала, на сани ставили рундук и ездили по селу, собирая органические удобрения: золу, куриный помет для колхозных полей. А как питались – лучше не вспоминать. Было непроходящее ощущение – постоянно хочется есть.
Жаль, что оценка роли тыла в Великой Отечественной войне по прошествии 65 лет в настоящее время сильно принижена. Нам, труженикам тыла, прямо сказали социальные органы: «Спрячьте подальше свое удостоверение «Ветеран ВОВ». Только участники фронта принесли победу». На мой взгляд (и думаю, что выражу мнение всех тружеников тыла), победу в Великой Отечественной войне ковали фронт и тыл.
Свои воспоминания хочу закончить отрывком из стихотворения «Ветераны» Н.И. Селиверстовой.
«Для фронта все! Все для Победы! Слова девизом тыла стали. Броню ковали, сталь варили, Растили хлеб, детей оберегали, Ценою жизни день Победы приближали. Вы, ветераны тыла, Примером мужества и силы стали!»
Все, кто пережил Великую Отечественную войну, эти 1418 дней, всегда будут мысленно возвращаться к дате: 1941-1945 гг. Для нашей страны День Победы – Святой День! Всем ушедшим – светлая память! Всем живущим – доброго здоровья!
РАТУШНАЯ МАРИЯ СЕМЕНОВНА,
доцент, председатель Совета ветеранов
КАРТИНЫ ОККУПАЦИИ В ДЕТСКОЙ ПАМЯТИ
Теплый, летний день, солнце клонилось к закату. У дома на скамейке в промокшей от пота косоворотке сидит уставший от сенокоса отец. Он держит на руках желанного годовалого сына. Тесно прижавшись к отцу, стоит чумазая девчушка. Вдруг спокойную тишину затерянной в Брянских лесах деревушки нарушил неестественно громкий шум приближающихся мотоциклов. Люди, занимавшиеся домашним хозяйством, замерли от неожиданности увиденного и от сознания надвигающейся страшной беды. Мотоциклисты, не доехав до нашего дома метров 100, повернули назад: впереди густой стеной стоял сосновый бор и колонна вражеских танков, которая шла за ними, побоялась здесь пройти.
Сельчане знали, что немец напал, что где-то идет война, но, что фашисты дойдут до России, не верили: ведь западнее находились Украина и Белоруссия. Поэтому деревня жила своей жизнью: косили сено, жали жито, доили коров, вели нехитрое крестьянское хозяйство. И вдруг нагрянули немецкие войска, началась жизнь в оккупации. В отсутствии радио и газет, не располагая реальной информацией, люди растерялись, не знали, как быть. Мужчины ушли в лес и приходили только по ночам. Лес охранял и защищал их, но там не было ни землянок, заранее приготовленных, ни продовольственных баз, ни вооружения – все это нужно было создавать и добывать. Особенно трудно приходилось местным. Не все могли уйти в лес. Да и нельзя было. Если дом стоял пустой, немцы сжигали его, считая, что жители ушли партизанить. Так сожгли дом наших соседей, которые действительно ушли в партизаны.
Слишком тяжелый груз лег на женские плечи. Нужно было копать землянки, ибо немцы выгоняли из собственных домов, работать от зари до зари, как того требовал «новый порядок», беречь хозяйство, заботиться о стариках и детях.
Отец ушел в партизаны, а мама осталась одна с двумя маленькими детьми. Несмотря на то, что у нас был хороший теплый дом, мы большей частью находились в землянке, сохранившейся со времен гражданской войны. Сверху она заросла бурьяном, осела, и обнаружить ее было трудно. Иногда, когда в доме были немцы, с нами в землянке находились и партизаны, шедшие на связь или за продуктами.
Оккупационный режим отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к местному населению. Людей грабили, жгли, убивали, вешали, наказывали за любую провинность. Жители не могли ходить в ночное время, собирать в лесу хворост, покидать село без особого на то разрешения. Каждый новый человек обязан был зарегистрироваться в полиции – иначе расстрел или повешение. Помнится, как-то в нашем селе задержали молодого человека, и, так как его никто не опознал, тут же повесили на журавле колодца. Труп несколько дней не разрешали снимать. Этот случай навсегда запечатлелся в моей детской памяти. Трудно представить, как можно было выжить в этих нечеловеческих условиях. Люди погибали от злодеяний фашистов, умирали от холода, голода, болезней. Особенно страдали дети. Суровой зимой 1943 года мы с братом заболели. У нас не было ни лекарств, ни молока, ни целительного бульона. Брат умер, на похороны тайно пришел отец. Лежа в постели, я увидела его, склоненного над гробом любимого сына: горе пронизывало всю его фигуру. Меня же спас врач партизанского отряда, пришедший вместе с отцом.
Тяжелые, суровые были годы оккупации. Для укрепления и поддержания оккупационного режима фашисты с удовольствием брали к себе на службу уголовников, бывших кулаков, националистов, людей слабых, подавленных немецкой мощью. На совести этих предателей тысячи погибших людей. Они грабили, убивали советских граждан, доносили, выслеживали партизан, участвовали в карательных операциях, бесчинствовали и мародерствовали. Назвавшись партизанами, они заходили в дома, забирали у хозяев вещи, продукты питания, оставляя их без необходимого. Так, в соседней деревне двое полицаев ночью постучали в окно, назвавшись партизанами. Их радушно встретили, накормили, собрали, что могли на дорогу. А утром они пришли с немцами, и за связь с партизанами хозяев расстреляли, а дом сожгли. Пламя пожара было видно даже из нашей деревни.
Несмотря на то, что немецкие варвары создали систему постоянного устрашения, местное население оказывало всяческую помощь и поддержку партизанам. Женщины пекли хлеб, собирали продукты. Подростки были связными, проводниками. Без них в наших Брянских лесах невозможно было обойтись. Даже дети могли быть связными. Только мы могли беспрепятственно бегать по селу, распространять листовки, принимать или передавать информацию, подчас не понимая ее содержания. Но мы гордились тем, что делали что-то нужное, полезное, важное. Детям давали поручения типа «сходи», «скажи», «позови», «передай». Таких поручений за два года оккупации было немало, и не всегда это было безопасно. Поймав такого посланца, фашисты могли его жестоко наказать. За малую провинность могли расстрелять даже ребенка.
Вспоминается такой случай. У нас стоял на сохранении колхозный конь черной масти с белыми отметинами. Он стоял между сараем и забором, причем вход в стойло был искусно заделан. С первого взгляда определить его местонахождение было нельзя, если он молчал. Но однажды у дома остановились немцы на повозке. Они заготавливали фураж для лошадей. И наш конь заржал. Солдаты вывели его и хотели было отпустить, так как он был весь в болячках. Но, к нашему огорчению, среди немцев был ветеринар. Он осмотрел коня, затем приказал матери нагреть воды и вымыть его. Конь был здоров, его просто вымазали какой-то мазью для отвода глаз. Я поняла, что коня уведут, и бросилась на его выручку. Ухватила немца (это был точно офицер, так как носил галифе) за брючину с криком: «Не бери!», «Не трогай!», «Это наш конь!» и т.д. Сначала фашисты смеялись, наблюдая мою неистовую защиту и горящие гневом глаза. Затем офицер, которому надоело мое приставание, стал расстегивать кобуру. Заметив это, мать влепила мне такую затрещину, что я отлетела к воротам сарая. Коня, конечно, увели, а я еще долго сердилась на мать. За что она меня так ударила? Разве ей самой не было жалко коня? Мне было невдомек, что ни за коня, ни за что-нибудь другое, мать не стала бы жертвовать своим ребенком.
На оккупированной территории люди жили в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких, боялись и немцев, и своих. Хорошо зная леса легендарного Брянского края, отец выполнял в партизанском отряде роль проводника. Однажды после многокилометрового перехода он с пятью партизанами зашел на отдых домой. Партизаны расположились на сеновале, а отец остался в доме. Вдруг под вечер нагрянула еще группа людей. Назвавшись партизанами, они потребовали, чтобы отец проводил их к следующему населенному пункту, где, как он знал, находился немецкий гарнизон. За отказ отца хотели расстрелять, но ситуацию разрешили настоящие партизаны, которые спасли отца и увели с собой мнимых партизан.
Самым замечательным, запомнившимся на всю жизнь событием, было, конечно, освобождение. Это было ночью. Мы проснулись от невыносимого грохота. Выглянув из землянки, увидели, как в небе сверкали разрывы снарядов, которые летали с обеих сторон через нашу деревню. После массированной артподготовки наши войска пошли в атаку. Солдаты бежали через деревню, по полю. Один из них провалился в нашу землянку и повис на автомате. Сначала мы испугались, а затем, услышав ядреное высказывание на русском языке, поняли, что пришло долгожданное освобождение. Радости не было границ. Омрачал тот факт, что на время нам запретили вылезать из землянки, чтобы мы не путались под ногами и случайно не погибли.
Закончились страшные годы фашистского нашествия, начался новый период – период восстановления со своими трудностями и проблемами. Но черные дни оккупации нельзя искоренить из памяти людской. Их хорошо запомнили даже дети.
Источник: Во имя Победы: Воспоминания, статьи и очерки. – Пенза: ПГПУ, 2010.