На ИФФ завершается реализация проектов, поддержанных в рамках конкурса «Ректорские гранты» 2025
На историко-филологическом факультете подводят итоги научно-исследовательских проектов, поддержанных программой «Ректорские гранты» в 2025 году. Рассказываем о трех ярких работах, посвященных истории Пензенского края и древней мордвы. Проект директора ИИЦ ПИ им. В.Г. Белинского, доцента кафедры ИРиМПИ Ивана Иноземцева «Восстановление и развитие регионального здравоохранения во второй половине 1940-х – середине 1950-х гг. (по материалам Пензенской области)» посвящен комплексному анализу основных направлений, специфики и результатов деятельности региональной системы здравоохранения в контексте социально-экономических и политических реалий послевоенного времени.
Актуальность изучения подобного опыта обуславливается не только нарастанием глобальной эпидемиологической угрозы, но и значительным обострением военно-политической обстановки в мире.
Автором рассмотрены процессы реформирования и организационного совершенствования советской системы здравоохранения в послевоенный период; выявлена степень готовности системы здравоохранения Пензенской области к решению актуальных задач послевоенного времени путем анализа динамики развития сети медицинских учреждений, уровня кадрового и материально-хозяйственного обеспечения отрасли; изучены основные направления лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы медицинских учреждений Пензенской области; охарактеризованы уровень доступности медицинской помощи, оказываемой населению региона, а также степень социальной эффективности здравоохранения.
Установлено, что модернизация системы охраны общественного здоровья в послевоенный период осуществлялась посредством реализации комплекса разноплановых организационных мероприятий: финансовых, сетевых, кадровых, организационно-структурных, научно-фармацевтических и пр. Их результатом стали не только заметные количественные изменения в развитии медицинской сети и кадровом потенциале регионального здравоохранения, но положительные сдвиги в развитии народонаселения региона (снижение общего коэффициента смертности, снижение уровня младенческой смертности, повышение ожидаемой продолжительности жизни). Вместе с тем развитие регионального здравоохранения сопровождалось рядом проблем, оставшихся нерешенными ни к концу 1950-х гг., ни в последующие десятилетия.
Магистрант ИФФ Яна Белова под руководством доцента Веры Паршиной исследовала, как работали пензенские школы в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны (проект «Школы г. Пензы в условиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: практики адаптации»).
В ходе реализации научно-исследовательского проекта был проведен комплексный анализ архивных материалов, хранящихся в Государственном архиве Пензенской области и фондах Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. В результате выявлен значительный массив ранее не вводившихся в научный оборот документальных источников, включающий приказы местных органов народного образования, статистические отчеты, докладные записки и акты проверок. Источниковый комплекс позволил осуществить реконструкцию функционирования системы школьного образования г. Пензы в экстремальных условиях Великой Отечественной войны.
Полученные научные результаты заключаются в следующем. Во-первых, установлены и систематизированы ключевые проблемы, с которыми столкнулась система народного образования в исследуемый период: сокращение количества школ вследствие мобилизации педагогических кадров, нехватки материально-технических ресурсов и перепрофилирования зданий; переход на двух- и трехсменный режим обучения, вызванный наплывом эвакуированного населения; значительное увеличение учебной нагрузки на учителей.
Во-вторых, выявлены механизмы адаптации учебного процесса к условиям военного времени, в частности, введение в учебные программы военно-прикладных дисциплин (санитарное дело, сельскохозяйственные работы).
В-третьих, определена трансформация социальной роли школы, которая в военный период стала не только образовательным, но и важным социальным институтом, выполнявшим функции патриотического воспитания и оказания социальной поддержки населению.
Научная значимость проведенного исследования состоит во введении в научный оборот нового комплекса архивных источников, что существенно расширяет источниковую базу для изучения истории образования в СССР в период Великой Отечественной войны. Системный анализ выявленных материалов позволил раскрыть механизмы адаптации региональной образовательной системы к кризисным условиям и определить роль местных органов управления в данном процессе. Полученные выводы вносят вклад в развитие исторической науки, углубляя понимание функционирования социальной сферы в экстремальных условиях.
Результаты научно-исследовательской работы были апробированы в научно-практических конференциях. Так, в апреле 2025 года студентка приняла участие в XXVI Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Представленный доклад был опубликован в сборнике материалов конференции. В ходе работы VII Всероссийской научно-практической конференции «Регионы России в военной истории страны» (г. Йошкар-Ола) была представлена статья «Трудовой подвиг пензенских школьников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Кроме того, была подготовлена статья в журнал «Вестник педагогических наук», входящий в Перечень рецензируемых изданий, утверждённый Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Тема статьи – «Организация деятельности школ г. Пензы в экстремальных условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Также для студентов историко-филологического факультета в рамках реализации проекта и популяризации результатов исследования была проведена экскурсия в Пензенский краеведческий музей, где магистрант Яна Белова рассказала ребятам о трудовом подвиге школьников в период Великой Отечественной войны.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при подготовке обобщающих трудов по истории Пензенского края, в музейной и краеведческой работе, а также в педагогической практике при разработке учебных курсов и спецсеминаров по истории России XX века. Выявленные исторические модели адаптации могут представлять интерес для управления в сфере образования в условиях современных вызовов.
Студент ИФФ Дмитрий Монахов (научный руководитель – профессор Владимир Ставицкий) в рамках проекта «Вооружение древней мордвы второй половины I тысячелетия» систематизировал данные о военном деле этого народа.
Основная целью исследования – систематизация и обобщение имеющихся сведений о вооружении древней мордвы второй половины I-го тысячелетия. Тема представляется актуальной. В жизни раннесредневекового населения военное дело занимало особое положение. Человек, умеющий владеть оружием, обладал статусом, выделяющим его от остального населения, в раннесредневековом обществе, что подтверждается многочисленными данными как письменных, так и материальных источников. Все это относится и к мордовскому населению, история которого неразрывно связана с историей Пензенского края.
Поэтому в ходе данного исследования автор стремился сформировать более полные сведения о вооружении древней мордвы, для чего обратился к изучению мордовских захоронений указанного периода (по опубликованным материалам).
На данный момент Дмитрий Монахов вместе с научным руководителем проекта, д.и.н. и профессором Владимиром Ставицким, подготовили к публикации статью ВАК, посвященную вооружению Второго Журавкинского могильника (расположен на левом берегу реки Вад в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия). Захоронения могильника датируются VIII-XI вв. Несмотря на то, что исследование указанного археологического памятника началось ещё в 1974 г., впервые для широкого круга исследователей материалы раскопок стали доступны только с выходом монографии известного мордовского археолога И.М. Петербургского в 2010 г.
Для того, чтобы установить датировку, сходства и различия элементов вооружения с материалами других памятников, был проведен сравнительный анализ с материалами вооружений на основе типологий В.Н. Шитова и А.Н. Кирпичникова. Мы сравнили наконечники типологизацию стрел и копий, найденных в погребениях Второго Журавкинского могильника, предложенную в монографии И.М. Петербургского, с теми материалами и типологиями, которые были представлены в работах В.Н. Шитова и А.Н. Кирпичникова. Таким образом, удалось определить их примерную датировку.
Анализ показал, что вооружение Второго Журавкинского могильника действительно относится ко второй половине I-ого тысячелетия и является типичным для того времени. Однако представлены и уникальные элементы вооружения (меч), которые требуют дополнительного изучения.
По мнению исследователей, изучение вооружений действительно помогает определить характер военно-социальной организации древнего общества, а значит, и определить уровень общественных отношений в целом. На данный момент исследования мы установили, что во многих мордовских захоронениях второй половины I тысячелетиях встречается вооружение. Так, из выявленных 366 захоронений Второго Старобадиковского могильника в 39 погребениях обнаружены наконечники стрел, в 53 – наконечники копий. При чем, вооружение встречается как мужских, так и женских захоронениях. Из этих данных мы, на данный момент, сделали вывод о милитаризации мордовского общества второй половины I тысячелетия, на которую повлияли контакты с соседями: печенегами с юга и славянскими племенами с севера и запада. Например, есть предположение, что меч из Второго Журавкинского могильника как раз имеет славянское происхождение и мог быть трофеем.
Результаты исследования смогут дополнить имеющиеся представления о военной организации, социальной и культурной жизни мордвы в указанный период. В перспективе исследования можно изучить на предмет вооружения и другие археологические памятники, в том числе на территории Пензенской области.

Версия для печати


