Великая Отечественная война в судьбе сотрудников Педагогического института (кликать на банер)29.04.2020 13:57
УЧЕБА И БЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ознакомиться можно по ссылке: ppi.pnzgu.ru/page/44220) ДРАГУНОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1924-1994), доцент кафедры политэкономии, декан факультета начальных классов ОТ МАСТЕРА ЦЕХА ДО ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА Авт. М.С. Ратушная. Уроженец с. Пановки Пензенской области, Александр Степанович вырос в семье служащего. После окончания средней школы в 1941 г. он пошел работать на оборонный завод № 163, созданный на базе бывшей бисквитной фабрики. Первое время работал слесарем, затем помощником мастера, мастером, начальником цеха. И это в 18 лет! Его жизнь не была легкой. Несмотря на молодой возраст, комсомольцы избрали его секретарем комсомольской организации завода. Своей требовательностью, принципиальностью, целеустремленностью он заражал, организовывал и вдохновлял молодежь на выполнение и перевыполнение оборонных заказов. Завод выпускал военную продукцию: гвардейские минометы «Катюша», мины, авиабомбы. Не жалея сил и времени, люди трудились во имя победы. Рабочие порой даже не уходили с завода и спали тут же, в цеху, так как экономили силы и время, чтобы отдохнуть. Особенно тяжело приходилось подросткам и девушкам. Несмотря на холод и голод, они после короткого отдыха вставали к станку или шли заготавливать какое-то продовольствие или дрова для отопления. Труженики тыла внесли свой достойный вклад в великое дело победы. В послевоенные годы Александр Степанович продолжал работать на машиностроительном заводе, а с 1950 г. был на партийной работе. Он прошел путь от инструктора до первого секретаря Октябрьского райкома КПСС, работал инспектором Областного комитета народного контроля. К своим обязанностям всегда относился добросовестно и ответственно, систематически работал над повышением своей деловой квалификации. После окончания аспирантуры Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова перешел на работу в ПГПИ. 16 лет он посвятил становлению и развитию факультета начальных классов. В должности декана Александр Степанович проявил себя умелым организатором, талантливым воспитателем, знающим педагогом. Драгунов А. С. – ветеран труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени, 3-мя медалями, многочисленными почетными грамотами, отмечен знаками Всесоюзного общества «Знание», «Отличник просвещения СССР».
ЕМАНОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1922-1987), доцент, ректор ПГПИ ПАМЯТЬ ЖИВА Авт. А.Г. Иванчина. Великая Отечественная война – один из наиболее трагических и героических периодов в истории нашей страны. По своему размаху, участию в ней людских масс и техники, напряженности и ожесточенности боевых действий она не знала себе равных. С самого начала война приняла характер Отечественной. Большинство советских людей заняли четкую позицию: надо воевать и обязательно победить, спасти Отечество, себя и своих близких от порабощения, безмерная тяжесть легла на плечи женщин. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и работали в тылу. С первых дней войны женщины добровольно вступали в ряды Красной Армии и дивизии народного ополчения. На основе постановлений ГКО от 25 марта 13 и 23 апреля 1942 года начались массовые мобилизации женщин. Только но призыву комсомола воинами стали свыше 550 тысяч человек. Свыше 300 тысяч женщин были призваны в войска ПВО. Среди них и Мария Васильевна Еманова. Она родилась на хуторе Рудко Гадячского района Полтавской области, в семье крестьян 21 октября 1922 года. В 1940 году с золотой медалью закончила Чугуевскую среднюю школу Уссурийской области. В этом же году поступила на исторический факультет МГПИ имени В.И. Ленина. Война прервала ее учебу. В 1942 году Мария Васильевна прошла военную подготовку в молодежных подразделениях Всеобуча и была направлена связисткой во 2-ю зенитно-прожекторную дивизию Северного фронта ПВО, где находилась до окончания войны, перенеся все тяготы военного лихолетья. В Пензе с 1947 года М.В. Еманова продолжила обучение на историческом факультете ПГПИ имени В.Г. Белинского, который закончила в 1951 году. Находилась на комсомольской и партийной работе, являлась делегатом XI съезда ВЛКСМ (1949 г.). В начале 60-х годов работала заведующим отделом Пензенского обкома КПСС по школам и вузам, затем до 1970 года преподавала историю КПСС в инженерно-строительном институте. В 1968 г., окончив заочную аспирантуру МГУ имени М.В. Ломоносова, защитила кандидатскую диссертацию по истории КПСС. С августа 1970 г. по март 1985 г. – ректор ПГПИ. Одновременно – председатель Ученого совета института и совета кафедр общественных наук, доцент кафедры истории КПСС. Читала лекции на физико-математическом факультете. За время ее руководства вузом в значительной степени укрепилась и получила дальнейшее развитие материально-техническая база института. В 1972 году было сдано в эксплуатацию здание естественно-географического факультета, в 1974 г. – главный учебный корпус с десятками аудиторий, библиотекой, актовым и читальным залами; на ЕГФ стал функционировать зоологический музей; была построена лыжная база. В 1977-1978 учебном году в помещении общежития оборудован профилакторий на 75 мест и медпункт. Осуществлен переход на кабинетную систему обучения. Решалась проблема и обеспечения студентов общежитием. В 1981 году был введен в строй первый блок общежития на ул. Лермонтова, через год – второй общей численностью 1100 мест. Улучшилась подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава. В 1981 году педагогический институт был признан победителем Всесоюзного соревнования среди высших учебных заведений. Являясь руководителем педагогического института, М.В. Еманова много времени отдавала патриотическому воспитанию студенчества. С этой целью в 80-е годы уделялось большое внимание работе музея боевой и трудовой славы, в экспозициях которого представлен материал о преподавателях – участниках Великой Отечественной войны. Её самоотверженный труд был отмечен многими наградами: орденами «Знак почета» (1960 г.), Трудового Красного Знамени (1978 г.), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почетными грамотами и благодарностями разного уровня. Круг ее научных интересов составляла история Пензенской организации КПСС, народного образования. Скончалась 17 марта 1987 года.
ЖАКОВ СТЕПАН ИВАНОВИЧ (1913-1987), доктор географических наук, профессор ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ Авт. Л. С. Жакова. Мой отец, Жаков Степан Иванович, 1913 года рождения, был заведующим кафедрой физической географии Пензенского педагогического института, доктором географических наук, профессором. Он очень серьезно занимался научной работой, был известным специалистом в области климатологии. Его знали не только в нашей стране, но и за рубежом. Он получил предложение от профессора Чикагского университета (США) о сотрудничестве в вопросах охраны природы. Но такое сотрудничество в те времена не приветствовалось, и ему пришлось отказаться. Отец был человеком с широким кругозором, интересовался многими вопросами, в том числе политикой и социальными проблемами: к последнему его привела сама жизнь. Заниматься научной и преподавательской работой он стал только после войны, когда ему было уже за тридцать. Дело в том, что он был сыном репрессированного крестьянина. Во времена НЭПа деда награждали призами и премиями за образцовое ведение хозяйства, а когда началось раскулачивание – буквально «назначили» кулаком. В их село пришла разнарядка – арестовать одного человека. Председатель сельсовета сказал: «У нас два хороших хозяина. Себя я послать не могу. Пойдешь ты, Иван». Так мой дед был назван кулаком, хотя был просто очень работящим, предприимчивым, физически и морально сильным человеком, никаких батраков у него не было. Через некоторое время его отпустили, но пятно осталось. Здоровье и силы были подорваны. Семья у него была многодетной, и все детям родители старались дать образование. Когда моему отцу было всего пять лет, про него говорили: «Степан профессором будет». После ареста деда все его дети разъехались кто куда и вынуждены были искать работу. Мой отец не успел закончить среднюю школу. Впоследствии он сдал экзамены экстерном. Отец работал электромонтером на разных производствах. Детям репрессированных не так просто было найти работу и долго держаться на ней. Им не давали ни учиться, ни работать. О высшем образовании не могло быть и речи. Не принимали их и в институты или исключали после поступления. Так было с младшей сестрой отца. Но однажды отцу повезло. Ему удалось устроиться лаборантом в Украинский физико-технический институт к известному физику, который обратил на него внимание, и на требования уволить отца отвечал: «Мальчик способный, пусть работает». Однако пришлось подчиниться. При увольнении он написал очень хорошую характеристику, с которой отец смог поступить в Томский университет, а позже перевестись в Харьковский, который он закончил в 1941 г. После окончания университета отец был назначен завучем в Ворошиловградскую школу, но работать там практически не пришлось – началась война. Он выезжал на оборонные работы в район Донбасса и Нижнего Дона, а с марта 1942 г. был призван в действующую армию. Был зачислен в 181 танковую бригаду связистом-проволочником и участвовал в боях на Центральном фронте. Работа связиста была не из легких. Кроме личных вещей и оружия приходилось носить на спине тяжелую катушку с проводом. Усталость доходила иной раз до такой степени, что было все равно – убьют или не убьют. Однажды в таком состоянии надо было бегом, пригнувшись пересечь простреливаемое шоссе. Сил для этого не было, он просто шел, и осколок снаряда попал ему прямо в переносицу. Это был один из тех случаев на войне, когда везет. Если бы осколок попал в глаз, отец мог не только ослепнуть, но и погибнуть. Когда его спрашивали, боялся ли он, что его убьют, он отвечал, что нет. В одном из боев отец был контужен и попал в плен. Он не очень любил рассказывать о войне, но из того, что я слышала, поняла, что это был очень смелый и мужественный человек. Находясь в немецком лагере (кажется, под Орлом) отец по собственной инициативе вместе с товарищем сочинял листовки и распространял их среди пленных. В листовках он призывал забыть обиды на советскую власть и все силы отдать на борьбу с врагом. За эти листовки его могли расстрелять. В плену отец был недолго. Он бежал из него вместе с товарищем. Это было одним из тяжелейших его испытаний на войне, так как дело происходило зимой. Было не только опасно, но еще и очень холодно, и голодно. Но все же им удалось добраться до линии фронта и перейти ее. Когда они попали к своим, их первым делом направили разминировать водокачку. Таким образом, он сразу же продолжил воевать. Через некоторое время бывшими пленными заинтересовался особый отдел. Их отправили поездом на восток. В дороге товарищ отца (очень одаренный человек, хороший физик) заболел тифом и умер. После проверки отец оказался в составе 37 армии 3-го Украинского фронта, которая участвовала в боях за освобождение Кривого Рога. Эта армия должна была отвлечь на себя силы противника. Против танков противника воевали бывшие пленные. Они участвовали в уличных боях, вооруженные только бутылками с горючей смесью. Мой отец говорил, что он не боялся, что его убьют на войне. Но эти бои были страшными. Человек перед танком, когда некуда спрятаться, чувствует себя совершенно беззащитным. Самое трудное было – рассчитать расстояние до танка, когда надо бросить бутылку. В этом бою из 100 человек в живых осталось только четверо тяжело раненных. Среди них отец. Он был тяжело ранен в руку и в ногу, причем рука защитила его от смерти – рана была напротив сердца. Один из осколков в ноге остался на всю жизнь. После ранения он лежал в госпитале в Тбилиси, где пробыл на лечении полгода. В сентябре 1944 г. был направлен в 121-й отельный полк связи старшим писарем, где служил до октября 1945 г. За бои в Кривом Роге отец был награжден медалью «За отвагу», но получил ее только в 1948 г. Эта медаль была для него дороже всех его других наград. К 40-летию Победы в 1985 г. он получил орден Великой Отечественной войны I степени. Несмотря на все испытания, которые выпали моему отцу, он не ожесточился, не озлобился на людей и на власть, всегда оставался добрым, порядочным человеком. ЗАХАРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА (1927-2010), доцент кафедры финансов, налогообложения и бухучета МОЯ СУРОВАЯ ЮНОСТЬ Посещение родных мест всегда заставляло напевать знакомую из детства песенку: «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот катятся саночки с горочки крутой...» Действительно, деревня – это сегодня город Каменка, где находилось в последние годы представительство факультета, а улица Белинская, на которой я жила с родителями и где, как и раньше, стоит железнодорожная школа № 3, которую я окончила в 1944 году, и есть «горочка крутая». Наше детство и юность были омрачены войной, начавшейся в 1941 году. Тогда нам было по 14-16 лет, но с началом войны мы не по годам повзрослели, изменили свое отношение к учебе, жизни и вместе с учителями, которых мы безумно любили, начали вносить свой вклад в победу над врагом. В период с 1941 по 1944 г. из школы на фронт ушли ребята из 9-10 классов, и, когда приходили сообщения об их гибели, для нас это было огромным потрясением. Мы не могли поверить, что их нет и больше они с нами не будут играть в лапту, снежки, учиться танцевать. Мы теряли молодых, красивых ребят, которые еще вчера учились с нами... Поэтому первое, что сделали в школе, организовали пионерские отряды для оказания помощи семьям, потерявшим детей, наших друзей. Детская помощь оказывалась семьям погибшим в самых простых вещах, но она была ценна по активности и безотказности ее исполнения. Просто ученики ежедневно ведрами таскали воду из колодцев, рубили дрова для печки, получали хлеб по карточкам. Сегодня это кажется мелочью, но это была суровая школа жизни, которую проходили ученики, будучи детьми. Активисты школы ходили по домам, записывали в журнал, кому какая нужна помощь, и по возможности вместе с учителями выполняли эти просьбы. В школе был организован пионерский отряд под руководством учителей, комсомольцев, который ответственно взялся за оказание помощи больным, раненым, прибывшим с фронта в наш районный госпиталь, находившийся на крутой горочке, куда школьники в то время ходили пешком. Помощь в госпитале выражалась в уходе за больными, написании писем родным и близким, организации концерна самодеятельности силами учеников школы. Самая большая работа нашей школы – оказание помощи колхозам и совхозу в сельском хозяйстве. Начиная с мая по октябрь каждый год, совмещая учебу и работу, ученики трудились на полях: на прополке свеклы, картофеля, моркови. Работу начинали с 6 ч. утра, получив каждый свое задание, и поле не покидали, пока не выполняли всю норму. За работу ученикам выплачивали зарплату. В целом она была символическая, маленькая, но это был оплачиваемый труд. Эти деньги передавались школе для осуществления мероприятий по оказанию помощи особо нуждающимся ученикам или их семьям. Школа всегда активно включалась в общественные мероприятия, проводимые в городе, области. Так, в конце 1943 г. и начале 1944 г. школа подключилась к сбору средств на приобретение самолета от Пензенской области. Мы, ученики 10 класса, приняли в этом самое непосредственное участие. Для этого в каждом классе провели собрание о необходимости помощи Родине. Была поставлена конкретная задача: каждому ученику рассказать дома, родным, знакомым о проводимом мероприятии. Активистов школы закрепили по улицам для сбора средств. Моя улица была Белинская, и я помню, что, посещая каждый дом, удивлялась патриотизму наших людей. В домах все были рады нашему приходу. Не успеешь войти, как его хозяева задают вопрос: «Сколько школа уже собрала средств на самолет?» – и добавляют: «Простите, но ничего не будет, если я могу выделить из своего домашнего бюджета только один рубль или (другие) – три рубля». В одной семье мне сразу сказали: «Мы вам приготовили 11 руб. 50 коп.». Это было очень искренне, честно. Такое не забывается. Собрав деньги на самолет, директор школы и ее активисты решили послать письмо тов. Сталину. Ответ поступил незамедлительно. Директор школы зачитал на митинге ответ тов. Сталина, который выносил благодарность маленькой провинциальной школе за небольшой, но важный вклад в победу над врагом. Невозможно забыть то суровое время, но я горжусь тем, что могла оказать хоть малую помощь людям в тяжелые годы страданий и лишений. Я награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью ПГПУ им. В.Г. Белинского за многолетний добросовестный труд, юбилейными медалями по случаю победы в Великой Отечественной войне.
КИРИЛЮК ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА, доцент, декан историко-филологического факультета ЖИЗНЬ – ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРУД Авт. Н. С. Кузнецова. Лидия Федоровна Кирилюк родилась в крестьянской семье в небольшом селе Малино Ступинского района Московской области 29 марта 1922 г. Детство провела в г. Истре в Подмосковье, где родители работали почтовыми служащими. В 16 лет осталась без отца, но благодаря своей работоспособности, упорству в учебе с отличием закончила в 1938 г. школу и поступила в Московский институт им. Карла Либкнехта на факультет русского языка и литературы, т. к. с детства зачитывалась романами Толстого и Достоевского. К началу войны успела закончить три курса. В начале войны оказалась в эвакуации. С учебой пришлось повременить – надо было трудиться для фронта. И она работала и на почте, и на уборке урожая, и на лесозаготовках, и в госпитале. С большими трудностями, с перерывами в 1942 г. начались занятия в учебных заведениях Москвы. Даже в тяжелейшие годы войны советские люди думали о будущем, занимались образованием. Лидия Федоровна перевелась в МГУ им. Ломоносова и закончила его в 1944 г., получив две специальности: научный работник в области филологических наук, учитель средней школы. Трудовую деятельность Л.Ф. Кирилюк начала с должности старшего преподавателя кафедры русского языка и литературы Балашовского пединститута Саратовской области. Некоторое время работала там деканом историки филологического факультета. В 1947-1955 гг. работала преподавателем и заведующей кафедрой литературы в Алтайском крае в Барнаульском пединституте. В 1955 г. начался новый период в жизни Лидии Федоровны рабоой в Пензенском педагогическом институте. Именно здесь она достигла того мастерства в чтении лекции проведении спецкурсов и спецсеминаров, что до сих пор вызывает восхищение её коллег и студентов. В пединституте Л.Ф. Кирилюк проработала 54 года, до 1998 г. Была зав. кафедрой литературы, деканом историко-филологического факультета (1958-1968 гг.), доцентом кафедры, секретарем парторганизации факультета. В 1985 г. она получила звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
ЗАМЕТКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Зинаида Матвеевна Клянчина, 1920 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, почти всю войну проработала в военном госпитале. Из всех наград самой дорогой считала медаль «За победу над Германией» и очень гордилась тем, что своим самоотверженным трудом внесла вклад в нашу Великую Победу. В предвоенные годы Зинаида Матвеевна окончила медицинский техникум и, проработав какое-то время фельдшером, поступила в Курский педагогический институт, где проучилась два курса до июня 1941 года. Ниже приводятся ее личные воспоминания о некоторых событиях военных лет. «Учеба в институте шла как обычно до 22 июня 1941 года, когда наша летняя сессия стала в институте последней. И жизнь, а точнее война, разбросала нас не только по Союзу, но и по всему миру. Летняя экзаменационная сессия была рассчитана до 1 июля. Мне оставалось сдать экзамены по педагогике и истории СССР. 22 июня было воскресенье, мы все находились в комнате общежития, когда к нам постучали и сообщили, что объявлена война и уже немцы на границе и бомбят наши города, в том числе Киев, который был почти рядом. Быстро собрались и побежали в институт. Там уже полно народу, разговоры, слухи разные. Но все надеялись, что война быстро закончится, что это недоразумение. Потом было выступление Молотова, затем другие. Начали работать военкоматы. В этот же день объявлено затемнение во всем городе. Началась мобилизация для дежурства на улице (ловить диверсантов). Горком комсомола приглашал вступать в добровольческие отряды. Стало ясно – это война. Курск начали бомбить в первые дни. Шла быстрая мобилизация. Вызвали в военкомат и меня, как фельдшера. Я сказала, что мне осталось сдать два экзамена. (Какая была наивность! Будто война подождет...) Удивительно, но в военкомате со мной согласились, и отпустили меня сдавать экзамены. В здании нашего института стали разворачивать госпиталь, а нас отправили в медицинский институт. Бомбить город стали ежедневно и почти непрерывно. Я сдала экзамены и поехала домой попрощаться. Пробыла несколько дней и вернулась в Курск уже на товарном поезде. В эти дни в городе проходила эвакуация организаций. Наш институт тоже эвакуировался в Удмуртскую республику, г. Сарапул. Меня военкомат не отпускал: надеялись, что в Курске будет работать военный госпиталь. Немцы были уже в 30-40 км. Общежитие опустело. Эвакуировалась фабрика, где работал двоюродный брат Сергей. Когда я пришла в военкомат, там никто мне ничего не мог сказать, и, наверно, удивились моей наивности. В госпитале тоже. Сергей согласился взять меня с собой. И когда городской штаб ПВО сообщил, что опасность фашистского захвата нависла над Курском и надо уходить из города, мы с Сергеем поехали на вокзал, где их организация грузилась в товарные вагоны. Но уехали не сразу. Крутили наши вагоны несколько дней, а остались все равно в Курске. Так мы стояли несколько дней, а отойти от поезда боялись – вдруг уйдет. И вот это вдруг наступило: мы действительно уехали и добрались до узловой станции Попыри, где все пути были забиты военными эшелонами с вооружением и боеприпасами. Спасло нас только чудо: машинист нашего эшелона был очень ответственный и оттащил состав от станции на большое расстояние. Только мы отъехали, как услышали страшную канонаду: станцию бомбили. Добирались мы от Курска до Уфы более месяца. Ехали без света до Пензы. Это был первый вокзал и город, где не было затемнения. Никогда не думала, что судьбой здесь будет уготовано моё постоянное местожительство... Так доехали до Уфы. В городе хорошо организовали прием всех эвакуированных. Не было толчеи. Выдали ордер на жильё, и я отправилась устраиваться. На второй день приезда пошла в военкомат насчёт работы. Меня взяли на учет и подсказали, куда пойти. Я пришла в госпиталь, где комплектовался штат во второе здание госпиталя № 1019. Мне очень повезло: я попала на работу к начальнику госпиталя, полковнику медицинской службы по фамилии Головач. Имя забыла, но я всегда буду помнить его душевное, отцовское отношение к нам и ко мне, как к землячке. Расспросил откуда, как ехала и т.д. Кстати, спросил и насчёт денег я честно ответила: «Есть сухари и 12 рублей». Сказано все было серьёзно, и это его сразило. Наказал, чтобы я пришла завтра на работу: будет заседание комиссии, председателем которой он является. Временно определил меня в отделение по выписке из госпиталя раненых. Я была там вторым секретарём. Потом я поняла – это он сделал для того, чтобы я там поела пирожков, за которые не нужно было платить. Так, в течение нескольких дней, я оформлялась через военкомат и потом приступила к работе. Меня направили перевязочной сестрой. Делала я и гипсование. Всё меня устраивало, отношения в отделении были хорошие. Я старалась работать и учиться всему, чего не умела или не знала. Вскоре я стала работать старшей операционной сестрой. В порядке общественной работы мне поручили отвечать за издание стенной газеты. Заниматься этой работой было очень легко, т.к. раненые очень охотно и писали, и оформляли. Скуки ради, молодёжь готовила прекрасные номера. Наша газета отражала даты календаря, а главное – все основные военные события. К 23 февраля 1942 года, когда закончилось сражение под Москвой, мне в газету необходима была передовица. Спросила у офицеров, кто может написать. Мне подсказали, что в госпиталь только что поступил участник этих событий. Я пошла к нему в палату, т.к. он был лежачий (после тяжёлого ранения). Договорились. На другой день статья была готова, и он предложил оформить газету печатными буквами. Статья была грамотная, написана хорошим почерком. Я согласилась. Это был Костя (Константин) – мой будущий муж. Так уж распорядилась судьба, что после третьего тяжёлого ранения, полученного под Сталинградом, он опять попал в наш госпиталь в Уфе. Работа у меня забирала всё время. Дома я практически только спала, а когда приходил санитарный поезд, то работала круглосуточно. Я не помню, чтобы я дома ела или даже умывалась. Вся жизнь была в госпитале. Продуктовые карточки (кроме хлеба) мы сдавали, и нам готовили обеды, которые состояли только из первых блюд – какая-то похлёбка из зелёных помидоров с мучной подболткой. Хлеб по особой рабочей карточке давали в буфете – 600 гр. Основой питания был хлеб, соль и кипяток. В 1943 году госпитали стали формировать по профилям. Контингент их изменился. К нам стали поступать совсем молодые инвалиды. Наш корпус отделили и сделали из него самостоятельный госпиталь, дали новый номер 1320 и профиль – ортопедический. Государство стало решать вопрос об инвалидах. Для них организовали различные курсы: пчеловодов, бухгалтеров, портных, сапожников и др. Каждый инвалид в меру своих возможностей и желания выбирал себе специальность и проходил подготовку, которая велась на высшем уровне квалифицированными специалистами города. Здесь же снимали мерки и готовили протезирование. Всем, кто нуждался, делали пластические операции. Это была очень большая и сложная работа, которую выполняли профессор Б.Н. Цошкин и ведущий хирург Р.М. Минина. Помощниками были врачи-ординаторы. Курсы по приобретению специальности помогали инвалидам получить уверенность в своей жизни. Выписывали людей с протезами и с надеждой на смысл жизни...». В послевоенные годы Зинаида Матвеевна закончила Пензенский педагогический институт, где проработала до выхода на пенсию более двадцати лет. Последняя ее должность – заведующая учебной частью, на которой она находилась в с 1965 по 1982 год. Она – ветеран труда института. Источник: Во имя Победы: Воспоминания, статьи и очерки. – Пенза: ПГПУ, 2010. |